Проектирование строительного магазина
В данной статье мы расскажем об особенностях проектирования строительных магазинов формата «DIY» (Do it Yourself), который можно перевести как «сделай сам».
Что самое главное в проектировании подобного магазина? Такой формат предполагает одновременно как продажу товаров, так и склад, когда хранение основной массы товаров осуществляется непосредственно в торговом зале на специальных стеллажах. Когда такие стеллажи расставляются в торговом зале, необходимо учесть возможность для проездов погрузчиков и его рабочую зону. Также в торговом зале должны быть предусмотрены места, где такой погрузчик может развернуться, и зоны для подзарядки электропогрузчиков.
Планировка строительного магазина
Планировка строительного магазина разрабатывается в соответствии с общими принципами проектирования торгового объекта. Особенности заключаются в том, что в задней части торгового зала размещаются товары целевого спроса, так называемый общестрой, а именно деревянные элементы, сухие смеси, кирпич, листовые материалы, словом все то, за чем строители приходят в магазин специально.
В крупных DIY гипермаркетах предусматривают для такой категории отдельную зону, примыкающую к складу, чтобы было легче осуществлять отгрузку.
Принцип торговли формата DIY заключается в том, что покупатель берет все самостоятельно, кроме вышеупомянутых товаров (общестрой). Поэтому необходимо предусмотреть широкие проходы для тележек с крупногабаритными товарами. Проходы между касами по этой же причине делаются шире. Зона интернет-выдачи товаров может размещаться как в общем торговом зале, так и ближе к кассам.
Технологические решения строительного магазина
В строительных магазинах DIY применяется следующая схема подачи товаров из торгового зала и со склада. Основная часть товаров хранится в торговом зале. Товары среднего размера и веса покупатели кладут в тележку, оплачивают на кассе и могут самостоятельно упаковать на упаковочном столе. Крупные товары, которые покупатель сам не может положить в тележку (например, радиаторы, крупный инструмент и оборудование), продавец относит на стойку выдачи, и покупатель получает их после оплаты. При желании покупателя товар ему могут загрузить в машину. Некоторые товары представлены только в виде образцов, к примеру, мебель для ванной, санфаянс, фасадные и кровельные материалы и др. При покупке крупногабаритного товара покупатель выписывает счет в отделе, оплачивает его на кассе вместе с другими покупками своей корзины или тележки, а после этого передает кассовый чек вместе со счетом сотруднику на ресепшн. Сотрудник ресепшн передает заказ по компьютеру на склад, и когда покупатель подъезжает на загрузку крупногабаритных товаров, грузчики выносят ему товар и помогают погрузить. Такая схема учитывается при планировке магазина.
Места для менеджеров и оптовый отдел при планировке торгового зала магазина DIY обычно располагается на территории торгового зала. Он может отделяться от торгового зала стеклянной перегородкой, либо менеджеры могут работать в открытом пространстве. В оптовом отделе осуществляется работа с оптовыми покупателями и корпоративными клиентами, оформление документов для корпоративных клиентов (в том числе, по безналичному расчету). Оптовый отдел состоит из двух помещений: зона «клиент-менеджер», где находятся рабочие места менеджеров, места для посетителей, небольшая зона ожидания с диванчиком, журнальным столом, вешалкой для одежды и небольшой закрытый кабинет оптового отдела с дверью.